Если вам нравится сам по себе жанр фэнтези, то, наслаждаясь очередной книгой или фильмом в этом жанре, вы, наверняка, задавались вопросом - как одному человеку могла прийти в голову столь масштабная идея? Стоит только вдуматься, насколько все серьезно, у меня лично даже холодок по спине пробегает. Сколько сюжетных линий, персонажей, особенностей культуры, внешности или языка необходимо продумать, совместить, пересечь. Мне захотелось разобраться и рассказать о нескольких историях создания подобных произведений.
ДЖОН РОНАЛЬД РОУЭЛ ТОЛКИН. ЦИКЛ "СРЕДИЗЕМЬЕ"
Никто не верит мне, когда я говорю, что моя длинная книга — это попытка создать мир, в котором язык, соответствующий моей личной эстетике, мог бы оказаться естественным. Тем не менее, это правда...
Джона Р. Р. Толкин называют праотцом всего современного фэнтези, хотя до него многие писали в этом жанре, именно он прославил и возвысил этот жанр. За свою жизнь Толкиен пережил две войны, с 1925 являлся профессором англо-саксонского языка в Пэмброкском колледже.
Можно сказать, что вся его жизнь так или иначе вдохновила его на написание цикла.
Например, когда маленький Рональд учился ходить, он наступил на тарантула. Паук укусил малыша, и тот в панике метался по саду, пока нянька не поймала его и не отсосала яд. Став взрослым, он вспоминал жаркий день и как он в ужасе бежит, путаясь в высокой жухлой траве, но самого тарантула забыл начисто и утверждал, что никакого особого отвращения к паукам этот эпизод ему не внушил. Однако же в его книгах не раз встречаются чудовищные пауки, укус которых ядовит.
Что примечательно, он, будучи убежденным католиком, не добавил никаких религий во вселенную «Властелина колец» — этому посвящено множество исследований. Нет священников, храмов, ничего религиозного.
Кроме того, Толкиен занимался конструированием языков: началось с того, что в детстве они с друзьями придумали несколько языков, чтобы общаться между собой. Эта страсть к изучению существующих языков и конструированию новых осталась с ним на всю жизнь. Толкин является создателем нескольких искусственных языков: квенья, или язык высших эльфов; синдарин — язык серых эльфов. Толкин знал несколько десятков языков, новые языки составлял, во многом руководствуясь красотой звучания.
Книги цикла:
- "Хоббит, или Туда и Обратно"
- "Властелин колец: Братство кольца"
- "Властелин колец: Две крепости"
- "Властелин колец: Возвращение короля"
- "Сильмариллион" (под редакцией Кристофера Толкина)
- "Неоконченные сказания" (под редакцией Кристофера Толкина)
- "Дети Хурина" (под редакцией Кристофера Толкина)
- "История Средиземья" 12 томов. (под редакцией Кристофера Толкина)
- Приключения Тома Бомбадила
По книгам "Хоббит" и "Властелин колец" были сняты фильмы-трилогии, которые стоят отдельного внимания.
Большая часть Средиземья населена людьми, которые, в свою очередь, достаточно неоднородны по национальному признаку. Так же его населяют и другие виды: Эльфы, гномы, тролли, хоббиты, орки и гоблины. В мире присутствует магия. Некоторые животные (и даже растения) Средиземья наделены даром речи.
ДЖОРДЖ РЕЙМОНД РИЧАРД МАРТИН. ЦИКЛ "ПЕСНЬ ЛЬДА И ПЛАМЕНИ"
...Во многих случаях я точно знаю, что послужило источником вдохновения: какие-то встречи, случаи, личный опыт. Но порой мне совершенно непонятно, откуда приходит вдохновение. Образы берутся откуда-то из подсознания, правого полушария, левого полушария.Что касается «Песни льда и пламени», летом 1991 года я приступил к работе над научно-фантастическим романом «Авалон», который давно задумывал. Работа над романом шла хорошо, я писал каждый день. И в процессе мне внезапно явилась сцена, в которой Бранн (персонаж «Песни льда и пламени») видит обезглавленного человека и находит в снегу щенков лютоволка. Позже она вошла в первую главу «Песни».Тогда я не понимал, частью чего была эта сцена, и представления не имел, что это станет моей жизнью на следующие 30 лет. Я знал, что это не может быть частью «Авалона», и также знал, что это должно быть написано. Сцена оставалась у меня перед глазами, и примерно за три дня я закончил работу над этой главой. К тому моменту я уже понимал, что должно произойти в следующей главе, а затем в третьей…Оглядываясь, я понимаю, что это не появилось из ниоткуда. Безусловно, одним из основных источников вдохновения для этого цикла стала война Алой и Белой роз. К тому же я всегда хотел написать фэнтези и у меня было несколько фэнтезийных рассказов, но ничего настолько большого. Влияние оказала и книга Теда Уильямса «Трон из костей дракона» и последующая тетралогия. Но откуда взялась конкретно эта сцена с щенками лютоволка в снегу — я не знаю...
Книги цикла:
- Игра престолов
- Битва королей
- Буря мечей
- Пир стервятников
- Танец с драконами
Действие происходит в мире, напоминающем Европу Позднего Средневековья. В мире лето и зима длятся годами; события книг охватывают несколько лет, на которые приходится конец долгого десятилетнего лета, осень и начало тяжёлой и неопределённо долгой зимы. Здесь с концом лета появляются Белые Ходоки, или Иные — зловещие сверхъестественные существа, связанные с холодом и смертью.
По мотивам книг каналом HBO был создан сериал "Игра престолов", события которого охватывают процентов тридцать от событий и персонажей книги. Однако, если вы еще не смотрели этот сериал, посмотрите непременно - это тот редкий случай, когда вымышленное Средневековье выглядит весьма натуралистично.
ДЖОАН РОУЛИНГ. ЦИКЛ "ГАРРИ ПОТТЕР"
Я писала почти непрерывно с шести лет, но я никогда не была так взволнована идеей раньше. Я просто сидела и думала четыре часа подряд (из-за опаздывающего поезда), а все детали кипели в моём мозгу, и этот худой, черноволосый мальчик в очках, не знавший, что он волшебник, становился для меня всё более и более реальным...
В 1990 году 25-летней девушке Джоан предстояло путешествие по маршруту Манчестер-Лондон. Однако поезд был задержан почти на четыре часа, и Джоан не оставалось ничего другого, как скучать в ожидании поездки. Пытаясь скоротать время, будущая писательница стала фантазировать: именно тогда ей в голову и пришла судьбоносная идея написать книгу о мальчике-волшебнике. В тот момент у Джоан не нашлось даже ручки, дабы записать возникший в воображении сюжет, а попросить ее у кого-то другого ей помешала природная застенчивость. Сразу по приезду домой Джоан приступила к сочинению первой книги о Гарри, «Гарри Поттер и Философский Камень» (Harry Potter and the Philosopher's Stone), положившей начало серии романов о школе волшебства Хогвартс и ее учениках. Книга была выпущена издательством Bloomsbury в 1997 году. А 20 лет спустя сложно представить, что ни сама Роулинг, ни целых двенадцать издательств, отказавшихся от публикации книги, изначально не верили в успех Гарри Поттера.
Книги цикла:
- Гарри Поттер и Философский камень
- Гарри Поттер и Тайная комната
- Гарри Поттер и узник Азкабана
- Гарри Поттер и Кубок огня
- Гарри Поттер и Орден Феникса
- Гарри Поттер и Принц-полукровка
- Гарри Поттер и Дары Смерти
- Гарри Поттер и Проклятое дитя
Действие серии происходит в мире, в значительной мере аналогичном реальному, в Англии, в 1990-х годах. В отличие от реального мира в мире Гарри Поттера среди обычных людей живут волшебники (или маги), обладающие способностью к применению магии. Обычные люди (волшебники называют их маглами) не знают о существовании волшебников. Сообщество магов замкнуто и самодостаточно, живёт среди маглов, но не зависит от них и старается не соприкасаться.
КЛАЙВ СТЕЙПЛЗ ЛЬЮИС. ЦИКЛ "ХРОНИКИ НАРНИИ"
Первыми появлялись образы, а не сами истории. Книга "Лев, Колдунья и Платяной шкаф" начиналась с воображаемой картины: фавн с зонтиком в заснеженном лесу. Эта картина возникла в моем сознании, когда мне было лет шестнадцать. И однажды, когда мне было почти сорок, я сказал себе, `Попробуй написать историю об этом...
История создания этой книги начинается с нескольких картинок, возникших в голове ее автора. Клайв Стейплз Льюис (или Джек, как называли его друзья) был уже признанным автором серьезных литературных и религиозных произведений, как холостяк он мало общался с детьми, и никогда не думал писать книги для юных читателей. Но во время Второй Мировой войны, когда детей эвакуировали из Лондона, четверых поселили в доме писателя. Удивленный тем насколько мало воображаемых образов у его гостей, он решил написать историю о четырех ребятах - Энн, Мартине, Розе и Питере, которых вывезли из Лондона из-за воздушных налетов, и поселили в доме очень старого профессора, жившего в деревне.
Это все, что он написал в то время, но через несколько лет он вернулся к книге. Дети, которых теперь звали Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси, находят путь в другой мир - землю, которую он назвал Нарния. Джек использовал и другие воображаемые картины, такие как "Корoлева на санях" или "Великолепный лев", а вслед за картинами приходили и новые истории.
Книги цикла:
- "Лев, колдунья и платяной шкаф"
- "Принц Каспиан"
- "Покоритель зари или плавание на край света"
- "Серебряное кресло"
- "Конь и его мальчик"
- "Племянник чародея"
- "Последняя битва"
Мир Нарнии полон волшебных тайн и загадок. Его населяют сказочные существа из разных мифологий мира: фавны, кентавры, гномы, говорящие животные. Целью автора было создать новую, но легко узнаваемую реальность из известных элементов. Этот мир сотворён львом Асланом с помощью песни, его стройную гармонию сохраняют законы, который он написал и вместе с тем не может преступить.
ФИЛИП ПУЛМАН. ЦИКЛ "ТЕМНЫЕ НАЧАЛА"
Вся история сложилась из несвязанных между собой сюжетов, картинок, которые мелькают в голове и волнуют. В основе трилогии лежит миф о сотворении и восстании, развитии и сопротивлении. Я не писал об этом прямым текстом, но мне было важно раскрыть именно эту тему. Это вечная борьба: с одной стороны, контроль, за которым стоит многовековая история, сила и власть (вспомним инквизицию, травлю еретиков, сожжение ведьм, весь этот кошмар, который религиозные фанатики готовы осуществлять там, где это возможно, и сегодня) — с другой стороны, те, кто сражаются с этим контролем, искатели свободы, идеологи Небесной Республики. Это борьба: Царство Божие против Небесной Республики...
15 сентября 2010 года наряду с 54 другими известными в Великобритании людьми (Стивен Фрай, Ричард Докинз, Джонатан Миллер, Терри Пратчетт, Кен Фоллетт) подписал открытое письмо в The Guardian, выступив против «почётного государственного визита» в Соединённое Королевство папы Бенедикта XVI; в письме утверждалось, что Папа Римский допустил нарушение прав человека по всему миру, руководя государством, которое «сопротивляется подписанию многих договоров в области прав человека и подписало договоры („конкордаты“) с многими государствами, которые отрицательно влияют на человеческие права граждан в этих странах».
Хотя трилогию Пулмана относят к детской литературе, автор затрагивает совсем не детские, серьёзные проблемы, восходящие к тем книгам, на которых основан сюжет. Основными источниками вдохновения для Пулмана послужили поэма Джона Мильтона «Потерянный рай», а также стихи Уильяма Блейка и Библия. Название было взято из «Потерянного рая»:
Unless th’ Almighty Maker them ordain
His dark materials to create more Worlds.
В русском переводе эти строки звучат иначе:
Пока Творец Всевластный не велит
Им новые миры образовать.
Книги цикла:
- "Северное сияние" ("Золотой компас")
- "Чудесный нож"
- "Янтарный телескоп"
- "Оксфорд Лиры" (рассказ)
- "Однажды на севере" (рассказ)
- "Книга пыли"
Девочка Лира Белаква живёт в мире, где переплетены магия, теология и наука. Мир состоит из бесконечного количества параллельных миров. Благодаря магии можно попасть из одного мира в другой. Действия романов происходит, в основном, в четырёх мирах, которые можно условно назвать «мир Лиры», «мир Уилла», «мир Читтагацце» и «мир Мулефа».
У Лиры, как и у всех людей её мира, есть деймон — часть её души, воплощенная в теле животного. Лира живёт в Оксфорде, в колледже Иордан, и вместе со своим деймоном-Пантелеймоном и другими детьми с утра до ночи пропадает на улочках Оксфорда. Лира сирота, её опекуном является полярный исследователь и её дядя лорд Азриэл. Однажды появляются слухи о Жрецах, тайной организации, которая похищает детей. Пропадает и лучший друг Лиры — Роджер. Поиски друга заводят девочку очень далеко.